Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь.
28 августа 2019 года в Государственном музее Востока состоялось открытие выставки китайской живописи и каллиграфии «Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь». Экспозиция приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и к Фестивалю Китая в Москве.
“На выставке представлено около 70 работ, выполненных в традициях национальной китайской живописи «гохуа»: знаменитые китайские пейзажи, портреты выдающихся деятелей Китая, работы в жанре «цветы и птицы», а также образцы «красивого письма» — каллиграфии.
Представленные на выставке художники работают в Хайдяне — известном районе Пекина. Они принадлежат к разным поколениям и работают в разных творческих манерах, но их объединяет одно – благоговение перед своей страной, древней столицей и уникальной природой, в которой художники и поэты издавна черпали истоки вдохновения. Общим для них является и обращение к традициям, прежде всего к принципам живописи гохуа.
На выставке можно увидеть портретную галерею как простых людей, так и выдающихся деятелей китайской науки и литературы, составивших славу Китая. Работы созданы на соединении старых традиций и новаторских приемов. Среди них выделяются: портрет Ху Ши – выдающегося мыслителя и философа (художник Хэ Цзюньвэй), известного математика Хуа Логэна (художник Чжэн Шаолин), писателя Лао Шэ (художник Ван Лицзюй) и ряда других.
По-прежнему развивается классический китайский пейзаж – это не столько изображение конкретного ландшафта, сколько своеобразная «икона», воссоздающая идеализированную картину мира. Подобный подход сохраняется у таких мастеров, как Цзю Вэньцзы («Пик Фэйлай на горном хребте Феникс») и Бай Юньсян («Глубокие и безлюдные горные ущелья»). В то же время, один из самых титулованных живописцев Ли Сян, который является заместителем председателя Союза китайских художников и научным сотрудником исследовательского Института изящных искусств Китая, создает лирический пейзаж «Начало весны» уже в новой манере с введением линейной перспективы.
Жанр «цветы и птицы», в котором нашло отражение поэтическое толкование природы в духе философской идеи «великое в малом», также остается излюбленным у современных художников. Большое значение в этом жанре имел символический смысл мотива. Пион символизировал богатство и знатность, бамбук – стойкость и мудрость, тигр – отвагу и бесстрашие. Изображения цветов нередко образовывали благопожелательные выражения-ребусы. Показательна изысканная картина Чжан Гуйчжи, которая называется «Святые желают вам долгой жизни», где изображены цветущие нарциссы у скалы. Нарциссы (сянь) являются омонимом слова «святые», на этом и строится зашифрованный ребус, язык которого понятен китайцам.
Помимо живописных работ на выставке также будут представлены образцы «красивого письма» — каллиграфии. Каллиграфия, как отдельный вид искусства, появилась в IV веке, когда изобразительно-символический характер иероглифики и трудоемкость техники письма привели к осознанию ее самоценности. Посетители смогут полюбоваться различными примерами каллиграфических работ, открывая поэтический и философский смысл, заложенный в комбинациях линий и черт.”
Куратор выставки: Лариса Кузьменко
Текст: Государственный музей Востока
Фотографии: Александр Дворянкин/Alexander Dvoriankin (www.realbigant.com)
“На выставке представлено около 70 работ, выполненных в традициях национальной китайской живописи «гохуа»: знаменитые китайские пейзажи, портреты выдающихся деятелей Китая, работы в жанре «цветы и птицы», а также образцы «красивого письма» — каллиграфии.
Представленные на выставке художники работают в Хайдяне — известном районе Пекина. Они принадлежат к разным поколениям и работают в разных творческих манерах, но их объединяет одно – благоговение перед своей страной, древней столицей и уникальной природой, в которой художники и поэты издавна черпали истоки вдохновения. Общим для них является и обращение к традициям, прежде всего к принципам живописи гохуа.
На выставке можно увидеть портретную галерею как простых людей, так и выдающихся деятелей китайской науки и литературы, составивших славу Китая. Работы созданы на соединении старых традиций и новаторских приемов. Среди них выделяются: портрет Ху Ши – выдающегося мыслителя и философа (художник Хэ Цзюньвэй), известного математика Хуа Логэна (художник Чжэн Шаолин), писателя Лао Шэ (художник Ван Лицзюй) и ряда других.
По-прежнему развивается классический китайский пейзаж – это не столько изображение конкретного ландшафта, сколько своеобразная «икона», воссоздающая идеализированную картину мира. Подобный подход сохраняется у таких мастеров, как Цзю Вэньцзы («Пик Фэйлай на горном хребте Феникс») и Бай Юньсян («Глубокие и безлюдные горные ущелья»). В то же время, один из самых титулованных живописцев Ли Сян, который является заместителем председателя Союза китайских художников и научным сотрудником исследовательского Института изящных искусств Китая, создает лирический пейзаж «Начало весны» уже в новой манере с введением линейной перспективы.
Жанр «цветы и птицы», в котором нашло отражение поэтическое толкование природы в духе философской идеи «великое в малом», также остается излюбленным у современных художников. Большое значение в этом жанре имел символический смысл мотива. Пион символизировал богатство и знатность, бамбук – стойкость и мудрость, тигр – отвагу и бесстрашие. Изображения цветов нередко образовывали благопожелательные выражения-ребусы. Показательна изысканная картина Чжан Гуйчжи, которая называется «Святые желают вам долгой жизни», где изображены цветущие нарциссы у скалы. Нарциссы (сянь) являются омонимом слова «святые», на этом и строится зашифрованный ребус, язык которого понятен китайцам.
Помимо живописных работ на выставке также будут представлены образцы «красивого письма» — каллиграфии. Каллиграфия, как отдельный вид искусства, появилась в IV веке, когда изобразительно-символический характер иероглифики и трудоемкость техники письма привели к осознанию ее самоценности. Посетители смогут полюбоваться различными примерами каллиграфических работ, открывая поэтический и философский смысл, заложенный в комбинациях линий и черт.”
Куратор выставки: Лариса Кузьменко
Текст: Государственный музей Востока
Фотографии: Александр Дворянкин/Alexander Dvoriankin (www.realbigant.com)