«Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ».

26 апреля на ВДНХ в павильоне № 13 «Здравоохранение» (в прошлом павильон Армянской ССР, построенный в 1939 году архитекторами Каро Алабяном и Самвелом Сафаряном) Государственный музей Востока торжественно открыл масштабную экспозицию «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ».

С приветственным словом к собравшимся обратился Генеральный директор музея Александр Всеволодович Седов и куратор экспозиции, заведующий отделом наследия Рерихов Музея Востока Владимир Андреевич Росов.

На открытии присутствовали представители Правительства Москвы, общественных, научных и культурных организаций города, дипломатического корпуса, востоковеды, представители прессы, поклонники творчества Рерихов, гости проекта.

Часть пространство павильона площадью более 4000 кв.м. занимает открытое фондохранилище. В экспозицию вошли произведения восточной скульптуры, тибетские иконы (танки), собранные Николаем Рерихом в период научно-художественной экспедиции в Индию и Центральную Азию, которую художник предпринял в середине 1920-х годов, а также личные вещи семьи Рерихов.

Более 400 произведений представляют весь спектр художественного творчества Николая и Святослава Рерихов, многие из которых незнакомы широкой публике. Работы Николая Рериха, представленные в экспозиции, охватывают 45 лет его творческой жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Кисти художника принадлежат известные полотна: «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор» и так называемая «архитектурная серия» (41 этюд). Серия относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции представлены знаменитые шедевры, среди них – «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи».

Сын Николая Рериха, Святослав Рерих, в своем творчестве обратился к Востоку, он жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджанга», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих (жены художника), индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников. Огромный интерес вызывают редко выставляемые полотна на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета».

Сохранение культуры — главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству. Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в международный документ «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америк, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции.

Музей Востока планирует, кроме открытого фондохранилища, создать в павильоне 13 культурный центр Востока и реставрационные мастерские, для размещения которых выделили отдельное здание, примыкающее к павильону.

Прежний адрес Музея Рерихов — усадьба Лопухиных на Волхонке, в Малом Знаменском переулке, закроется на реставрацию на неопределенный срок.

Экспозиция будет работать с 27 апреля 2019 года в постоянном режиме.

Куратор экспозиции: Владимир Андреевич Росов

Адрес: ВДНХ, павильон № 13

Официальный сайт музея: www.orientmuseum.ru

Фотогалерея: