«Спокойствие и изысканность»

В рамках XXI международного музыкального фестиваля «Душа Японии» в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 23 ноября 2019 года состоялся концерт «Спокойствие и изысканность».

«Непреходящая Красота японского классического танца дзиута-маи и песен дзиута» - Мисудзу Ёсимура, Кодзи Кикухара (голос, сангэн), Томоко Сунадзаки (кото), Александр Ивашин (сякухати).



Мисудзу Ёсимура
дзиута-маи

Мастер школы Ёсимура направления дзиута-май. Родилась в префектуре Кумамото. В возрасте трёх лет начала заниматься традиционным японским танцем. Обучалась у Шестого главы школы Есимуры Кисе. В настоящее время продолжает регулярные занятия с мастером в качестве частной ученицы. С 2000 года посетила с гастролями Францию, Швейцарию, Польшу, Бельгию, Голландию и другие страны Европы. В 2011 году представила танец «Ко-Додзёдзи» в европейской штаб-квартире Генеральной Ассамблеи ООН.


Томоко Сунадзаки

кото, кокю

Признанный мастер традиции кото направления Мияги-рю, опирающегося на творческое и педагогическое наследие Митио Мияги, знаменитого автора и исполнителя музыки кото, у последователей которого по прямой линии Сунадзаки-сан занималась с шести лет. В 14 лет она уже получила лицензию учителя кото школы Икута. Со временем она прошла обучение в Национальном Токийском университете искусств, где, получив степень магистра, стала преподавать. В 1981 году Сунадзаки-сан была удостоена степени мастера Мияги-рю, что является редкой честью.


Кикухара Кодзи

сангэн, вокал

Преемник традиционного сценического имени Кикухара, унаследованного от знаменитой исполнительницы Кикухара Хацуко. Уроженец северной префектуры Иватэ, Кикухара Кодзи после окончания школы переехал в Осаку и стал учеником Кикухара Хацуко, которая передала ему истинную традицию камигата-дзиута — музыкального стиля региона Кансай, исторического центра японского искусства, этого «сердца японской души». Удостоившись в 1970 году своего первого сценического имени Кикутэра, в 1972 году музыкант получил лицензию на преподавание сразу двух музыкальных стилей - сямисэн-кумиута школы Ногава и сокёку (музыки для кото) школы Ко-Икута. В 1992 году, на праздновании 88-летия («рисового юбилея») своей наставницы, музыкант обрёл свое настоящее имя — Кикухара V, под которым его знают ценители японской музыки во многих странах мира и с которым он выступает в масштабных сольных концертах, что является привилегией избранных мастеров.


Александр Ивашин
сякухати

В начале 2000-х годов начал изучать игру на сякухати в Московской консерватории имени П.И. Чайковского под руководством Кохэя Симидзу, мастера Школы Котику-кай в традиции Кинко-рю, созданной выдающимся мастером Тэсигавара Тэкию. В 2016 Александру Ивашину присвоен титул сшан (старший инструктор) с присвоением сценического имени «Роса пустоты». Преподаватель сякухати, солист Ансамбля японской музыки «Wa-On» при Московской консерватории, а также представителем сякухати в Московском клубе боевых искусств «Московский кодокан» под руководством Олимпийского чемпиона мира по дзюдо Сергея Косоротова.


ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:

1. Хаю Киномотоя. «Aoi-no ue» («Верхушка мальвы»), около 1790 г.
2. Исикава Кото. «Shin-Aoyagi» («Зелёная ива. Новая версия»), около 1800 г.
3. Минэдзаки Кото. «Yuki» («Снег»), около 1780 г.

КОММЕНТАРИИ К ПРОГРАММЕ:
Нихон буе - общее название традиционных японских танцев. Нихон буе подразделяются на танцы одори, выросшие из сценических представлений театра Кабуки, и танцы май, сформировавшихся под влиянием стиля театра Но. Дзиута-май подразумевает танец май в сопровождении вокально-инструментальных композиций дзиута, исполняемых ансамблем сямисэна и кото, возможно, с сякухати. На практике танец дзиута-май могут сопровождать композиции и других жанров, таких как токивадзу, нагаута, иттю-буси и других. Дзиута-май появился в эпоху Эдо (1603-1868), тогда же возникла традиция его исполнения в таких закрытых помеидениях, как дворец императора или комната для чайной церемонии. Со временем дзиута-май стали исполнять и в гостиньсс комнатах. Традиционно для танца дзиута-май требовалось небольшое пустое закрытое помещение, пол которого выстелен бамбуковыми циновками татами. В большинстве танцев в руках у артиста только складной веер сэнсу (Ж~?), с помощью которого он может символически изобразить различные предметы и явления природы, такие как меч, посох, лодку, море, горы, восход солнца и т.д. Исполнение танца состоит из принятия множества заранее известных поз-ката (^). При этом большинство танцев не подразумевают резких движений и могут быть исполнены на полутора квадратных метрах пола. Торс почти всё время танца строго вертикален, ката различаются положением головы, плеч, рук. Медленные выверенные движения, изящные повороты, обращение с веером требуют от артиста большого мастерства. Отличительной чертой стиля дзиута-май являются сдержанные, изысканно выразительные движения, передающие тончайшие оттенки внутреннего состояния. Сюжеты танцев дзиута-май подразделяются на любовные и мистические, отрешённые от мира. Стиль дзиута-май ещё называют камигата-май (от камигата (±^) - обозначение столичного региона с центрами в Киото и Осаке) и выделяют в нём четыре основные школы: Ёсимура, Умэмото, Ямамура и Иноуэ."

Фотографии: Александр Дворянкин (www.realbigant.com)

Фрагменты выступления:

https://www.facebook.com/realb... https://www.facebook.com/realb...

Фотогалерея