«Русский сентиментализм: знаки препинания»
"В Москве открылась выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания», посвященная самому эмоциональному направлению в русской литературе и культуре (1 ноября
2019 г. — 24 января 2020 г.).
Выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания» позволит посетителям перенестись в XVIII век — в эпоху, когда начинаются поиски нового языка для передачи всей палитры переживаний и чувств. Этот период вошел в историю под названием «сентиментализм». Главными инструментами в декларировании новых «чувственных матриц» становятся искусство и литература. В живописи происходит поворот к личности и личностному, изменения охватывают язык и литературу.
Меняется роль знаков препинания — они начинают использоваться для выражения эмоционального состояния героев. Конечно, знаки препинания существовали и раньше, но они имели практический, функциональный характер. Старых знаков оказывается недостаточно, появляются новые, к примеру, тире и многоточие. При этом каждый автор пока еще сам решает, как и в каком значении эти знаки использовать.
Именно о знаках препинания и способах выражения чувств пойдет речь на выставке «Русский сентиментализм: знаки препинания». Посетители совершат собственное «сентиментальное путешествие» из условной «комнаты бедной Лизы» к комнате современного подростка; узнают, какие вводятся новые слова для выражения эмоций, каким образом обозначаются чувства с помощью знаков препинания и какие появляются новые жанры; задумаются, каким образом сентиментализм существует сегодня.
Четыре зала выставки посвящены четырем знакам препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, тире и многоточие; и четырем чувствам: восторг, удивление, недосказанность и меланхолия. Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
На выставке представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера XVIII — XIX вв., а также девичий альбом, шкатулки, миниатюры, рисунки гербариев XVIII в., веера и другие материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас», Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного музея Л. Н. Толстого, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева», галереи «Три века» и частных коллекций."
Куратор: Марина Краснова, зав. научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках».
Выставочные залы Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Дом И. С. Остроухова в Трубниках)
Трубниковский пер., 17, стр. 1
+7 495 695-46-18
Фотографии: Александр Дворянкин (www.realbigant.com)/
2019 г. — 24 января 2020 г.).
Выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания» позволит посетителям перенестись в XVIII век — в эпоху, когда начинаются поиски нового языка для передачи всей палитры переживаний и чувств. Этот период вошел в историю под названием «сентиментализм». Главными инструментами в декларировании новых «чувственных матриц» становятся искусство и литература. В живописи происходит поворот к личности и личностному, изменения охватывают язык и литературу.
Меняется роль знаков препинания — они начинают использоваться для выражения эмоционального состояния героев. Конечно, знаки препинания существовали и раньше, но они имели практический, функциональный характер. Старых знаков оказывается недостаточно, появляются новые, к примеру, тире и многоточие. При этом каждый автор пока еще сам решает, как и в каком значении эти знаки использовать.
Именно о знаках препинания и способах выражения чувств пойдет речь на выставке «Русский сентиментализм: знаки препинания». Посетители совершат собственное «сентиментальное путешествие» из условной «комнаты бедной Лизы» к комнате современного подростка; узнают, какие вводятся новые слова для выражения эмоций, каким образом обозначаются чувства с помощью знаков препинания и какие появляются новые жанры; задумаются, каким образом сентиментализм существует сегодня.
Четыре зала выставки посвящены четырем знакам препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, тире и многоточие; и четырем чувствам: восторг, удивление, недосказанность и меланхолия. Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
На выставке представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера XVIII — XIX вв., а также девичий альбом, шкатулки, миниатюры, рисунки гербариев XVIII в., веера и другие материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас», Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного музея Л. Н. Толстого, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева», галереи «Три века» и частных коллекций."
Куратор: Марина Краснова, зав. научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках».
Выставочные залы Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Дом И. С. Остроухова в Трубниках)
Трубниковский пер., 17, стр. 1
+7 495 695-46-18
Фотографии: Александр Дворянкин (www.realbigant.com)/